Романский стиль.

Романский стиль.

«В те времена каждый родившийся поэтом становится зодчим».

Виктор Гюго («Собор Парижской Богоматери»)

В начале V века вестготский король Аларих со своей армией вступил в Рим и разграбил «вечный город». Чуть позже, в 445 году, Рим подвергся еще более жестокому нападению вандалов под предводительством Гейзериха. И уже к 476 г. н.э. императорская власть была окончательно уничтожена. Великая Римская империя рухнула окончательно. Этот год во всемирной истории принято считать концом Древнего мира и началом Средних веков. Итак, история средневековой Европы началась с разрушения, с постыдного надругательства над культурой и искусством, с хаоса в социальном устройстве и мироощущении. Шло великое переселение народов.

В 768 году н.э. Карл Великий основал два текстильных цеетра в Лионе и Руане и сейчас не потерявших своей ведущей роли в европейской легкой промышленности. Лион и до сих пор продолжает оставаться центром шелкоткачества. Франция начала экспортировать свои ткани в Западную Европу. В 796 г. Карл Великий выдал лицензию английским пилигримам на торговлю шерстью через монастырь во Франции. Кроме того, он в 804 г. открыл два порта – Гамбург и Любек, которые стали торговыми воротами «Священной Римской империи».

Взлет культуры и искусства империи Каролингов завершился в начале X века. Уже в конце IX в. «Каролингское возрождение» сменяется глубоким кризисом. Наследниками Каролингов стали Оттоны. Правитель Восточнофранкского королевства Оттон I реанимировал исперию. Его отец, Генрих Птицелов, не был увенчан императорской короной, но планы такие вероятнее всего вынашивал. В годы своего правления он заложил основы не только Германского государства, но и будущей Священной Римской империи. Овладев Священным копьем – символом притязаний на императорскую корону, и покорив все сопредельные народы, Генрих Птицелов собрался отправиться в Рим. Но в это самое время умер от болезни. Дело отца продолжил Оттон I, следовавший примеру Карла Великого. Даже место своей коронации он избрал Аахен. Королевство Оттона должно было стать наследником Каролингской империи.  Так и произошло 2 февраля 962г., когда в церкви Святого Петра в Риме состоялась церемония помазания и венчания Оттона I имперской короной. Великая Оттонская империя не включала в себя территорию Франции.  С этого момента Германия и Франция в развитии культуры и искусства шли каждая своим путем.

Некоторые исследователи исккуствоведы относят искусство «Каролингского возрождения» и Оттовской империи к романскому(римскому) стилю. Этот термин был введен в начале XIX века французскими археологами которые, исследуя средневековые сооружения в раскопках, отметили подобие этих построек образцам Древнего Рима. Некоторые историки называют романским только искусство Западной и Центральной Европы X-XII веков. Но во всяком случае, романский стиль считают первым общеевропейским стилем, несмотря на ряд некоторых национальных отличий. К X веку в Европе был найден стиль, объединяющий течения, образы, традиции, свойственные мироощущению всех народов Средневековой Европы.

Зодчество было ведущим искусством на протяжении всего периода средневековья. Что подтверждается грандиозным храмовым строительством. В ранее средневековье стены храмов часто украшали геометрическими или абстрактными орнаментными узорами. Романское искусство совершило значительный шаг вперед в этой области, оживив оформление стен изображениями человеческих фигур, часто сплетенными в многофигурную композицию на евангельские сюжеты. Но и образ зверя не исчез. Чаще всего это образ ужасного фантастического монстра.

Архитектуру романского стиля характеризует стремление сохранить сплошными и неприкосновенными плоскости поверхностей. Все наружныеукрашения имеют плоский, силуэтный рисунок, они как будто уходят в глубинку каменной массы, а не выступают из нее. Поэтому здания романского стиля и производят столь прочное, монолитное, компактное впечатление.

Франция более всего пострадала от краха империи Каролингов. Страну разделяли междоусобные войны и разделяли вторжения внешних врагов. Поэтому во Франции и стилистического единства не быо, а сложились разнообразные религиозные школы. На севере – нормандская, на востоке – бургундская, аквитанская – на юго-западе и прованская на юго-востоке.

Для северо-запада Европы и Англии характерен так называемый норманский романский стиль. Отличительная черта этой школы – склонность к предельной выразительности, иногда даже переходящей в натурализм, и грандиозность построек.

В Англии еще до завоевания норманнами, при Эдуарде Исповеднике, в архитектуре Вестминского аббатства так же проявились черты нормандской школы. Строительный бум в Англии конца XI века утвердил главенство Романского стиля.

В Испании на развитие романского стиля большое влияние оказала мавританская(мосарабская) архитектура. В построенном окончательно в XII в. в соборе Саламанки наиболее выпукло обозначены все характерные черты испанской архитектуры романского стиля. Два этажа аркад поддерживают восьмиугольный, покрытый каменными орнаментальными пластинкамив виде рыбьей чешуи, монументальный куопл. Сложный декор дополняют несущие фронтоны и конические башенки.

Столь же жизнерадостны и светлы архитектурные шедевры Италии X-XII веков. Итальянское искусство преодолело, как застывшую тяжесть и грубость северного романского стиля, так и изысканную помпезность «маньеры бизантины» (византийского стиля). Столицы провинции Тоскана, юогатая и прогрессивная Флоренция, вскоре станет колыбелью Ренессанса. А в начале XI века здесь была воздвигнута церковь Сан Миньято, ставшая предвестницей грядущего Возрождения. Четкое членение фасада по горизонтам в сочетании с изящными полуколоннами дверных проемов, увенчанных глухими арками, создают неповторимую игру, поддерживаемую инкрустацией фронтона и мраморными облицовками. По-романски приземисты и грандиозны постройки Пизанского комплекса, но вместе с тем, уже более утонченны и изящны. Город Пиза был крупнейшим культурным и торговым центром не только Тосканы, но и всей Италии.

Очень трудно говорить предметно о средневековых интерьерах, так как совершенно не сохранились примеры такого оформления, а описания или изображения в живописных произведениях единичны.

Главенствующее значение в такой стилизации отдается архитектурному образу. Простые геометрические формы и в мебели, и в декоративных деталях. Все оформление должно создавать впечатление простоты, надежности, устойчивости, до грубоватости. Стены преимущественно покрываются светлой краской, возможно, такое дополнение, как имитация кирпичной кладки тонкими красными линиями. Тканые ковры с романскими орнаментами будут весьма уместны в током интерьере и на стенах и на горизонтальных поверхностях. Можно украсить стены вышитыми шелковыми панно и шпалерами. Для кроватей характерны большие вышитые, или тканые покрывала со «звериными» или геометрическими рисунками, примитивные балдахины на прикроватных столбиках.

Что касается оформления окна – то наилучшим вариантом будут либо простые портьеры из тканей со стилизованными изображениями, либо романская(римская) штора, собственно и получившая свое название по средневековому стилю. Изначально романская штора представляла собой прямое полотно ткани, закрывающее проем и собирающееся при необходимоскти вверх. В этом случае ткани лучше использовать плотные, грубые, натуральных цветов. Вполне уместны в такой стилизации шторы в виде «флагов», перекинутые с верхнего ряда карниза, с большим выносом, по нижний, с меньшим выносом, и украшенные вышивкой или аппликацией с геральдическими рисунками, гербами, рыцарскими орнаментами. Карнизы можно использовать кованные или деревянные багеты с резьбой.