Византийский стиль

Византийский стиль

В 395 году н.э. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. С этого момента историческое развитие их пошло разными путями. В Восточной части Римской империи возникло государство Византия, которое стало своеобразным культурным мостом между античным миром и средневековьем. В IV веке н.э. император Константин сделал столицей Византии город, которому дал свое имя – Константинополь.

Основным строительным принципом византийской архитектуры стала конструктивность, так свойственная и античной композиции. Главным средством выразительности служили сами конструктивные элементы – купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с подчеркнуто выявленными поверхностями без лишней пластики декоративной перегрузки. Основным строительным материалом в Византии был кирпич, поэтому стены часто облицовывали тонкими разноцветными плитами мрамора, расписывали фресковой живописью или драпировали тканью. Очень востребованы были мозаичные композиции, располагавшиеся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Резные скульптурные рельефы стен создавались, как легкий рисунок, не разрушающий плоскости стены.

В настоящее время не всегда удается достоверно определить какие ткани подлинно византийские, а какие лишь копия с восточных образцов. Однако совершенно точно логично говорить о византийском происхождении тканей с христианскими мотивами орнамента, такие, как ткань V века н.э. с изображением Благовещения из Санкта Санкториум, хранящаяся в Ватикане.

Гладкие византийские шелка часто расшивались золотыми и серебряными нитями. В узорах вышивок так же применялись греко-римские и восточные мотивы.

Один из любимых рисунков был овал с изображением животного внутри, чаще всего изображались орел, лев, грифон или слон. На занавесях, драпирующих стены или дверные проемы во дворйах и храмах, вышивали мастерицы целые композиции на религиозные и исторические сюжеты. В бытовых светских вышивках чаще всего изображали «мировое древо жизни» с фигурками зверей и птиц вокруг. Эти рисунки повторялись на протяжении всего средневековья в Европе и даже дожили до наших дней в народном творчестве.

Стилизация византийской роскоши в современном понимании предполагает достаточно большие пространства, богатство мебели и отделки. Однако, несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы в интерьере не подавляют человека. Важнейшей особенностью интерьера как в начале нашей эры, остается его конструктивная ясность, подчеркнутая всем строем, декоративными приемами и освещением. Основа выразительности – пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция, дополняется акцентированием при помощи мозаичных изображений на золотом фоне сферических поверхностей. Вообще сфера является одним из главных стилистических приемов византийском интерьере. Особенно важно подчеркнуть светом купольный потолок. Интенсивность световых потоков должна нарастать вверх и тогда залитый светом купол, как бы парит над всем интерьером. Часто в такой стилизации используют аркады на колоннах, которые идут вдоль стен, оставаясь их ограниченной частью. Что касается оконных проемов, то оформлять их можно так же, как и в древнеримской стилизации, то есть классической моделью с закрытыми свагами. Предпочтительнее шторные модели изготавливать из парчи, шелков, расшитых золотом, возможно, использование золотой бахромы и кистей. То есть к античной традиции примешивается восточная роскошь, что свойственно всему византийскому искусству.